Как работать с сеошником, если не разбираешься в SEO?

SEO

Периодически я читаю истории от предпринимателей о SEO-специалистах, которые много обещают, плохо работают и не достигают результатов. После этого начинается обсуждение многим наболевшей темы, которое перерастает в спор и заканчиваются ничем. Выводы обычно следующий: толковых специалистов на рынке крайне мало, а те, что есть требуют огромные бюджеты.

Я занимаюсь SEO уже много лет и хотел бы высказать свое мнение по этому вопросу.

О чем пойдет речь в статье?

В материале разберем следующие вопросы:

  • Как выбрать SEO-специалиста?
  • Как контролировать его работу?
  • Что входит в обязанности специалиста по поисковой оптимизации?
  • Когда и какого результата ждать?

Главная задача SEO-специалиста?

Поисковая оптимизация — это старейший инструмент интернет-маркетинга, но несмотря на это до сих пор один из самых непонятных для клиента. Чем вообще должен заниматься специалист по поисковому продвижению?

SEO-специалист, он же оптимизатор, сеошник, специалист по поисковой оптимизации — это человек, который занимается комплексным улучшением сайта и его продвижением в поисковых системах по определенным ключевым фразам. Результатом его работы должно быть увеличение целевого трафика из поисковых систем.

Что такое целевой трафик? Это поток потенциальных покупателей. То есть это посетители, которые заходят по запросам, связанным с продукцией или услугами компании. Если мы на сайте предлагаем услуги по электромонтажным работы в квартире, а к нам заходит посетитель по запросу «электрика в ВАЗ 2110» или «какие инструменты нужны для замены розетки» — это не целевой переход, а запрос «цена установки розеток» — целевой. Целевой трафик имеет высокую вероятность конвертировать в продажу.

Итак, главная задача оптимизатора стандартно — увеличить поток потенциальных клиентов на сайт с поиска. За все остальные работ несут ответственность другие специалисты — маркетолог, менеджер по продажам, руководитель компании и другие. Если Вы хотите делегировать сеошнику дополнительные задачи и расширить его зону ответственности, то сразу необходимо это проговорить. Специалист по поисковой оптимизации может просто не иметь определенных компетенций, чтобы справиться с дополнительными задачами.

Ключевой показатель эффективности оптимизатора

Теперь мы можем определить ключевой показатель эффективности для сеошника — это целевой трафик с поиска. Исходя из этого есть две основные задачи: расширение списка запросов, по которым будут находить сайт и повышение позиций по запросам.

Для контроля текущего положения запросов из семантического ядра (полный список запросов, разделенный на смысловые группы) в выдаче поисковых систем используется контроль позиций. Для каждого продвигаемого запроса, с помощью специального сервиса снимается позиция в Яндекс и Google. Такая проверка проводится хотя бы раз-два в месяц, данные систематизируются и определяется изменение в общем положении сайта от месяца к месяцу.

Не рекомендуется, опираться на позиции в выдаче, как на главный показатель эффективности работы, но за общей тенденцией необходимо следить. Почему? Во-первых, позиции имеют свойство сильно меняться от апдейта к апдейту, во-вторых, из-за уникализации выдачи у разных пользователей один и тот же сайт по одному и тому же запросу может быть на разных позициях.

Когда ждать роста?

В этом вопросе все достаточно индивидуально. Например, на нулевом проекте посещаемость первые шесть месяцев, а, возможно, и больше будет крайне низкая — несколько посетителей в сутки. И это нормально. Могут быть определенные исключения, но, выбрав основным источником трафика на начальном этапе поисковые системы необходимо набраться терпения. Возраст домена, возраст страницы — это важные факторы ранжирования. Старый сайт более просто продвинуть по новым запросам, чем делать это на нулевом проекте, так как к возрастному проекту уже есть определенное доверие со стороны поисковых систем. Тут поисковики придерживаются русской пословицы: «старый друг лучше новых двух».

Если мы будем говорить о старом проекте (минимум — 1 год), то тут также все неоднозначно. Если вы давно перестали заниматься продвижением сайта и трафик из месяца в месяц снижается, то на перелом такой ситуации может потребоваться определенное время. На тех проектах, с которыми мы работали (где давно не проводились работы) требовалось 4-6 месяцев для получения заметных изменений в поисковом трафике. При этом, если судить по метрике, пол года на сайте не было изменений.

В SEO необходимо определенное терпение, поэтому Вы должны верить в своего специалиста. Поэтому к выбору специалист необходимо подойти очень внимательно. А после выбора запаситесь терпением и контролируйте ход работы.

Кстати, слишком быстрый результат может быть свидетельством применения агрессивных методов продвижения (нарушающие правила поисковых систем), которые через некоторое время могут легко привести сайт к фильтру. Наложение фильтра на проект может стать существенной проблемой. В итоге, получив быстрый результат, придется потратить в разы больше денег и времени на возвращение прежнего потока посетителей.

Перед началом работ

Еще до старта работ вы можете определить примерный уровень подготовки оптимизатора.

Спросите о последних продвигаемых проектах, о том, какие работы проводились и к какому результату они привели. Обратите внимание на дату реализации проекта — необходимо особое внимание уделить свежим проектам. Кейсы должны быть этого или прошлого года. Работы, которые выполнялись более 3 лет назад слабо актуальны. SEO — это динамично развивающаяся отрасль, где каждый год повышаются стандарты качества, а часть старых методов перестает работать.

Уточните, как много специалист уделяет времени на обучение и как он это делает:

  • Какие курсы проходил?
  • Какие книги изучает?
  • Какие сайты регулярно читает?
  • Сколько времени уделяет обучению?

Каждый оптимизатор должен уделять минимум 3-4 часа в неделю на обучение, независимо от своего текущего уровня подготовки. Ежемесячно он должен внимательно изучать все ключевых новостей в области SEO и интернет-маркетинга.

Еще одним хорошим показателем будут собственные проекты. Это могут быть сайты, информационные блоги, порталы и другие типы ресурсов. Ведение таких проектов укажет на то, что сеошник увлечен своей работой и практикуется не только на рабочих проектах, но уделяет этому часть свободного времени.

Несколько слов о сертификатах, которые выдают Яндекс, Google и различные учебные центры. Сертификат «Специалист по Метрике», «Специалист по Яндекс.Директ» и другие не являются доказательством того, что перед Вами профессионал своего дела. Несомненно, наличие таких документов — это плюс, но не более. Дело в том, что эти сертификаты достаточно просто получить в течении одного часа — нужно сдать тест. Самое интересное, что ответы на многие вопросы можно найти в поиске и аттестация сводится к быстрому поиску сайтов со шпаргалками. При этом даже самостоятельная сдача экзамена не будет являться гарантией квалификации, так как это лишь покажет знание теоретической части. Выводы делайте сами, но я не стал бы придавать наличию сертификатов большое значение. Сертификат участника какого-то платного курса, на мой взгляд, несет большую ценность.

Контроль рабочего процесса

Мы определились, что да результата нас может отделять не один месяц ударной работы. Что же делать в этот период? Сидеть сложа руки или есть другие точки контроля оптимизатора, кроме трафика и позиций?

Работу оптимизатора можно условно разделить на три группы: подготовительный этап, работа над сайтом (внутренняя оптимизация) и внешняя оптимизация (закупка ссылок, привлечение трафика из других источников).

Подготовительный этап — это сбор семантического ядра (полный список всех запросов, по которым будет продвигаться сайт), написание технических заданий на тексты, написание и проверка самих текстов, анализ конкурентов, анализ данных из систем веб-аналитики (например, Яндекс.Метрики), подготовка мета-тегов для страниц и так далее.

Эти работы могут занимать большую часть работ по проекту, но при этом на сайте не будет происходить ровным счетом ничего.

Как держать процесс подготовительных работ под контролем?

Для этого попросите оптимизатора все материалы по проекту хранить в специальной папке в облаке. Почти все виды работы имеют на выход могут быть описаны в простом текстовом файле. Подготовленные мета-теги могут храниться в таблице, по аналитическим работам могут быть написаны ключевые выводы и идей и т.д.

В этой папке должно хранится семантическое ядро, технический задания на тексты и доработки сайта, аудиты, аналитические работы, отчеты по позициям и многое другое. Это могут быть небольшие файлы, но папка будет отражать рабочий процесс.

Очень часто, когда к нам на продвижение приходит новый клиент и мы просим прислать все материалы от предыдущих специалистов. Нам отвечают, что их нет. То есть оптимизатор работает над проектом пол года, а по итогам этой работы остается только письмо с доступами к проекту. Не находите это странным?

Особенно на подготовительном этапе работ должно появляется большое количество файлов. Тут не нужны какие-то отчеты ради отчетов, это должны быть полезные рабочие документы, которые останутся у владельца сайта и он их самостоятельно сможет использовать.

Следующий отличный инструмент для контроля — журнал работ, в котором периодически, по ходу месяца, будут появляться записи о том, что было сделано по проекту. Такой файл будет полезен, как Вам, так и самому сеошнику для четкого контроля своей работы и учета дат изменений, вносимых на сайт.

В конце каждого периода работы должен быть составлен отчет о проделанной работе и об ожидаемых от этого результатах.

Все эти данные позволят понять, чем занимается оптимизатор и в чем состоит его работа.

Подготовительный период рекомендуется совмещать с внесением изменений на сайте, чтобы процесс улучшения сайта шел непрерывно.

Работу с внешними факторами (покупку ссылок) следует начинать только после того, как на сайте будут отработаны все важные технические моменты и выполнена базовая оптимизация под ряд ключевых запросов. К внешней оптимизации приступают минимум через несколько периодов после начала. Исключения составляют только проекты, где внутренняя оптимизация уже сделана на отличном уровне.

Кроме того, в ходе работы специалист по поисковой оптимизации должен требовать изменений на сайте и предлагать различные идеи по его улучшению.

Периодически оптимизатор будет просить предоставить какие-то материалы по проекту. Ваша задача, как владельца сайта в кратчайший срок обеспечить его этой информацией, так как это может быть важно для продвижения.

Если спустя несколько месяцев работы сеошник ни разу не просил какую-либо информацию для проекта (фото, видео, отзывы, тексты и так далее), то это, как минимум странно.

В ходе продвижения сайт должен всесторонне улучшаться — от технической стороны до удобства использования и маркетинга. Если сайт не улучшается для пользователей, а производятся какие-то махинации для удовлетворения поисковых роботов, то от такого продвижения стоит отказаться.

Резюме

SEO-специалист должен стать частью вашей команды. Поисковая оптимизация — долгий, кропотливый процесс, которые требует многомесячной командной работы. Успех зависит, как от владельца проекта, так и от сеошника. Поэтому ищите такого специалиста, которому сможете доверить свой сайт и информацию о своей компании.

Для определения уровня специалиста внимательно изучите его кейсы, поинтересуйтесь тем, как он обучается, узнайте о собственных проектах. Не придавайте сильного значения сертификатам, многие из них можно легко получить, не имея знаний в данной теме.

Главная задача сеошника — увеличение целевого трафика с поиска. Для этого необходимо увеличивать общее количество продвигаемых запросов и повышать позиции по всем запросам.

Перед началом работ попросите специалиста по поисковой оптимизации подготовить примерную стратегию продвижения на ближайшие месяцы. Сразу должны быть обозначены ключевые проблемы проекта и методы работы над ними.

В ходе продвижения сайт должен комплексно улучшаться по всем направлениям — от технической стороны до маркетинга. Нужно понимать, что продвижение сайта сегодня — это не стандартный набор действий, а планомерная отработка разных гипотез. Для эффекта необходимо делать сайт максимально понятным и удобным для пользователей. Манипуляций с поисковыми алгоритмами давно не приносят желаемых результатов и порой могут привести к санкциям.

Результат в SEO не быстрый, поэтому придется подождать, иногда это может занять много месяцев.

В ходе работы контролируйте специалиста разными способами:

  • попросите создать папку в облаке со всеми файлами по проекту;
  • попросите регулярно вести журнал работ;
  • попросите каждый месяц присылать отчет о проделанной работе;
  • самостоятельно следите за позициями проекта (раз в месяц) и главное за трафиком из поиска.

Максим Остропольский
Интернет-маркетолог, основатель блога SeoForge.ru
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий