Прогнозирование SEO-трафика и выгоды инвестиций

Если Вы Маркетолог, то Прогнозирование трафика, прогнозирование прибыли с того или иного канала продвижения – это то, без чего порой клиент не соглашается на сделку.

Если Вы предприниматель, то прогнозирование результативности для Вас встает очень остро, потому что хотелось бы иметь хоть какое-то представление о том, каких результатов можно достичь.

Скажем прямо, что интернет-маркетинг хоть и здорово поддается измерению, но прогнозировать результаты с точностью до рубля и до каждого целевого клиента порой не представляется возможным. В данной сфере все меняется с колоссальной скоростью и то, что мы прогнозировали вчера, может в корне поменяться уже сегодня. Это стоит иметь ввиду. Прогноз – это просто установленная планка, к которой надо стремится, усердно работая и вкладывая все свои умения.

Однако, если встает вопрос о прогнозировании результатов, то сказать, что их сделать невозможно, нельзя, просто они будут не точными. Но, например, если вы попросите прогноз на футбольный матч у платных консультантов, то вероятность вашего выигрыша также не составит 100%.

Сегодня мы более подробно остановимся на одном инструменте интернет-маркетинга – SEO и постараемся дать практические советы, как сделать прогнозирование результатов.

Прогноз Трафика

Мы рассмотрим несколько достаточно простых способов спрогнозировать трафик в SEO, которые можно использовать для формирования приблизительной картины и целесообразности будущего продвижения.

1 способ. Через анализ конкурентов

План действий:

  • Берем несколько конкурентов из поисковой выдачи по основным запросам. Необходимо, чтобы конкуренты были подобраны идеально в Вашу тематику, без всего лишнего. Например, если Вы продаете только сантехнику, то необходимыми конкурентами не будут считаться сайты, которые помимо сантехники предлагают спектр смежной продукции, например, плитку или отделочные материалы. Также, обязательно нужно учитывать региональную принадлежность сайта.
  • Забиваем каждого конкурента в сервис bukvarix (бесплатный вариант) или другие сервисы, которые позволяют выгрузить список поисковых запросов.
  • Берем запросы и собираем их точные частотности (“!”), после чего складываем их и получаем общее количество трафика наших конкурентов в месяц (это нужно проделать с каждым конкурентом отдельно). Букварикс и другие сервисы тоже собирают частотности запросов, но они далеки от реальности, поэтому стоит вручную пересобрать их с помощью KeyCollector или других сервисов.
  • Вычисляем среднее значение из этих чисел (частотностей наших конкурентов), которое и будет нашим прогнозом трафика в месяц.

Данный способ очень подходит, если между клиентом и заказчиком первый контакт и нужно внести некоторую ясность в дальнейшее сотрудничество.

2 способ. Через семантическое ядро (простой и менее точный)

Данный способ используется, если между заказчиком и маркетологом уже есть полноценный контакт и договоренность на сбор семантического ядра, или оно уже есть в наличии, собранное на стороне.

План действий:

  • Собираем полное семантическое ядро. Для этого мы используем программы KeyCollector, Базы ключевых слов, Wordstat.
  • Чистим ядро от мусора. Это обязательно нужно сделать, потому что нам не нужны в прогнозе частотности запросов, не имеющих отношения к нашей тематике.
  • Собираем частотности по всему собранному списку запросов и складываем в единое значение.
  • Теперь вычисляем примерный процент трафика, который мы можем получить от данного значения. Делим на 10% (очень неточное, но более-менее объективное значения трафика, который мы можем получить).
  • Получаем прогноз месячного трафика на нашем ресурсе.

3 Cпособ. Через семантическое ядро (сложный и более точный)

Данный способ во всем похож на предыдущий, за исключением более точных вычислений в конце.

План действий:

Собираем семантику, чистим от мусора, собираем частотности, складываем, как и в предыдущем способе. Например, у нас получилось 300 – это наше значение общей частотности по семантическому ядру.

Далее Нам потребуется CTR органической выдачи. Возьмем условные значения (чтобы вычислить точные значения необходимо обратиться к аналитике конкретно в Вашей тематике, или к средним значениям):

TOP-5 – 12%, TOP-10 – 6%, TOP-20 – 3%.

Нам также необходимо оценить примерные результаты нашего продвижения (Какой процент запросов у нас попадут в TOP-5, TOP-10 и TOP-20).

Выбранный нами план:

  • TOP-5 – 5% запросов
  • TOP-10 – 10% запросов
  • Top-20 – 60% запросов
  • За пределами видимости посетителей – 15%

На первый взгляд может показаться, что соотношение топовых запросов очень низкое, но если у нас в семантике, например, 10000 запросов, то 5% – 500 штук, каждый из которых дает поисковых трафик.

Теперь вычисляем количество запросов, которые у нас по прогнозу попадут в TOP-5, TOP-10 и TOP-20, все что за пределами нас не интересует.

Для этого из нашего общего значения поискового трафика в нише (300) вычитаем процент:

TOP-5: 300 * 5 / 100 = 15 .
TOP-10: 300 * 10 / 100 = 30
TOP-20: 300 * 60/ 100 = 180

Теперь от получившихся значений нам необходимо узнать конкретные переходы, что и будет нашим целевым трафиком.

TOP 5: 15 * 12 / 100 = 1,8
TOP 10: 30 * 6 / 100 = 1,8
TOP 20: 180 * 3 / 100 = 5.4

Складываем получившиеся результаты:

1.8 + 1.8 + 5.4 = 9

9 Посетителей в месяц – наш прогноз трафика, если общая частотность семантического ядра составляет 300.

4 Способ. Формирование прогноза сервисами

Самый простой способ о котором не стоит много рассказывать. Такие сервисы, как Keys.so, SEranking и другие имеют возможность спрогнозировать Ваш будущий трафик в автоматическом режиме используя разные переменные.

ROI

После того, как мы спрогнозировали трафик, нам необходимо cпрогнозировать релевантность инвестиций в SEO в зависимости от выставленного годового ценника.

Какие данные нам необходимы:

  • Средний чек за сделку в бизнесе клиента;
  • Количество поискового трафика;
  • Количество лидов (потенциальных клиентов) – конверсия;
  • Сумма оплаты продвижения и вложений;
  • Срок достижения результата в SEO.

Разберем каждый пункт по порядку:

  • Сумма прибыли от продажи предоставляется владельцем бизнеса, он должен знать, сколько он зарабатывает себе с каждой продажи. Возьмем, например, 5000 рублей.
  • Количество поискового трафика мы вычисляем путем применения 3 способов описанных выше. В данный момент возьмем значение – 2000.
  • Количество лидов вычисляется средним процентом от количества поискового трафика. Обычно, средняя конверсия 2-3%.
  • Количество клиентов из лидов. В разных тематиках этот показатель может быть абсолютно разным. В строительстве домов всего 1% становится клиентами, зато средний чек очень большой. В продаже дешевых китайских часов, количество клиентов из лидов составляет, например, 50%. Предлагаю подумать и прикинуть или обсудить это совместными усилиями маркетолога и предпринимателя. Мы возьмем, например, что 15 % от всех лидов становятся нашими клиентами.
  • Сумма оплаты продвижения устанавливается маркетологом
  • Срок достижения результата берем статичным – 1 год, для качественного, долгосрочного SEO – это нормальный срок.

Допустим, что у нас есть все значения, мы начинаем вычислять показатель ROI:

  • Сумма прибыли от продажи – 5000 рублей
  • Количество поискового трафика в месяц – 2000
  • Количество лидов (2%) в месяц – 2000 * 2 / 100 = 40 , 480 лидов в год
  • Количество клиентов (15%) в месяц – 40 * 15 / 100 = 6, 72 клиента в год
  • Сумма оплаты продвижения – 20000 руб./месяц, 240000 рублей в год.

72 клиента по сумме прибыли за каждую продажу в 5000 рублей приносят нам:

72 * 5000 = 360000 рублей

Теперь у нас есть все данные, чтобы вычислить ROI. Вычисляем ROI по стандартной формуле:

ROI = (Доход от вложений – размер вложений) / Размер вложений *100%

ROI = (360000 – 240000) / 240000 * 100% = 120000 / 240000 * 100% = 50%

Наш прогноз ROI для SEO-продвижения равен 50%, что является хорошим показателем. Если ROI отрицательный, то инвестиции не окупятся и следовательно, продвижение нерентабельно.

Заключение и советы

В данном руководстве мы описали практические, несложные методы прогнозирования. Мы конечно не учитывали миллион факторов, такие как спрос в разное время суток, не анализировали спрос аудитории в праздники, не анализировали долю рынка организации в бизнесе и еще много чего. Просто, по большому счету, такой цели не стояло. Если предприниматель хочет получить качественный, детальный прогноз, который учтет все тонкости и микромоменты, то он может обратится за данной услугой платно, сейчас ее предоставляют. Потому что это комплексный труд, требующий вовлечение специалиста на большой объем рабочего времени. Сделать же бесплатный, не особо сложный прогноз на стадии переговоров, эти формулы помогут, как нельзя лучше, останутся довольны обе стороны.

Все данные (CTR, Средний показатель конверсии, Результаты продвижения) в руководстве субъективны. Вы можете менять процентные соотношения, используя только формулы, исходя из Вашей конкретной ситуации, или придерживаться установленных нами показателей.

В прогнозировании очень важно учитывать сезонность бизнеса. Если Вы собираете частотность запросов в сезон, а он длится всего 3-4 месяца в году, то сделав общий анализ по вышеуказанным формулам, вы получите совсем неправильный результат. Это важно учитывать. Сезонность можно посмотреть по самым топовым запросам в сервисе Яндекс.Wordstat и определить, в какие месяцы у Вас сезон, в какие нет и на основе этого сделать дальнейшие выводы. Если же в бизнесе нет ярко выраженного сезона, то повезло, ничего лишнего учитывать не нужно.

В формулах указаны показатели CTR органической выдачи, которые взяты примерно, на основе различных исследований. Можно вычислить очень точные показатели конкретно в Вашей тематике, чтобы получить более точные результаты.

Приложив клиенту прогноз по трафику и коэффициент окупаемости инвестиций, маркетолог сможет показать примерную выгоду данного канала продвижения. Предоставить примерные цифры – лучше, чем не предоставлять никакие. Владельцу бизнеса же, будет более понятно, сможет ли он хотя бы в теории окупить данное мероприятие и какую прибыль он получит. Но, в любом случае, и клиенту и маркетологу необходимо понимать, что эти данные просто рисуют приблизительную картину, которая может быть, как лучше, так и хуже в итоговом варианте.

Игорь Лобода
Интернет-маркетолог, основатель блога SeoForge.ru
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий