Системное ведение SEO-проекта

SEO

В SEO критически важна системность, потому что задач очень много, а ресурс, как временной, так и денежный ограничен. В такой ситуации для грамотной работы необходимы две составляющие:

  • Правильная приоретизация (самое важное делаем в начале, ненужные задачи отсекаем и т.д.)
  • Системное ведение SEO-проекта (рабочая среда, контроль данных)

Как раз о втором направлении мы говорим в этой статье. В первой части я расскажу о том, как мы организовываем свою рабочую среду по проекту в сервисе Trello. Во второй рассмотрим, какие постоянно обновляемые файлы для контроля мы создаем в процессе продвижения.

Часть 1. Trello

Доска проекта в Trello представляет собой среду, где каждая задача — это отдельная карточка. Эти карточки перемещаются по столбцам, в зависимости от этапа задачи.

Столбцы по которым перемещаются карточки с задачами

Эти столбцы служат для контроля статуса задач.

  • Хранилище задач. Сюда поступают те задачи, которые необходимо сделать на проекте глобально, не привязано ко времени. Обычно эта колонка наполняется после мозгового штурма, на котором принято решение проводить те или иные работы.
  • Поступило в работу. Задачи, которые нужно сделать в этом рабочем периоде. У нас рабочий период это месяц. Мы переносим сюда все задачи, которые запланировали сделать в этот месяц.
  • В процессе. После того, как специалист взял задачу в работу, о он переносит её в эту колонку. Так мы понимаем, по каким задачам в данный момент ведется работа.
  • Готово. Под каждый новый рабочий период мы создаем новый столбец, потому что так нам удобнее видеть что было сделано в конкретный рабочий период. Например “Готово (май)”. Сюда поступают выполненные задачи.
    Когда задача выполнена, то к карточке обязательно крепится файл, который стал итогом работы.
  • Заморожено. Сюда мы перекладываем те задачи, от которых мы пока отказались. Важно сохранять эти задачи, потому что к ним можно будет вернуться на следующем мозговом штурме.

Читайте также — «Обзор Трелло: что это за программа и как ей пользоваться?»

Столбцы для хранения файлов и другой информации

Эти столбцы служат как база знаний по проекту. Карточки в них создаются один раз и обычно никуда не перемещаются.

  • Постоянные файлы. Тут мы храним все файлы, которые создаются по проекту в процессе продвижения (например, таблица с семантикой или таблица доноров для размещения ссылок).
  • Идеи. Здесь складируем все идеи, которые появляются в ходе рабочего процесса как у нас, так и у клиента. Раз в какое-то время мы пересматриваем этот столбец и берем что-то в работу.
Так выглядит наш классический проект в Трелло

Система тегов

Каждой задаче при постановке присваивается тег, в зависимости от того к какой области продвижения она относится:

  • SEO
  • Аналитика
  • Планирование
  • Ссылки
  • Тексты
  • Дизайн
  • Технические работы
  • Коммерческие факторы
Стандартные метки наших проектов, их может быть больше.
К задаче можно применить несколько меток

Теги удобны тем, что так легче ориентироваться на доске, потому что задач очень много. Также можно фильтровать доску по тегам. Это удобно, когда ты хочешь увидеть на доске только задачи, которые делались, например, по наращиванию ссылок.

В чем важность ведения проекта в Trello

  • Клиент четко видит задачи, которые на его проекте делаются и даже понимает к какой области продвижения относится та или иная задача за счет тегов. Мы добавляем каждого клиента к доске проекта и он наблюдает за ходом продвижения.
  • Налажена коммуникация с клиентом. Клиент может участвовать в рабочем процессе (умеренно), давать комментарии по задачам, вносить предложения, присылать файлы. Все это ускоряет взаимодействие.
  • Доска — это летопись проекта. Мы храним все задачи, которые когда-либо были сделаны на проекте. Это поможет в двух случаях:
    • Если у проекта поменяется SEO-специалист, то он легко сможет разобраться и понять, куда развивали сайт и какие задачи делали. Это позволит стартовать не с полного нуля, сэкономить деньги и время.
    • Система позволяет проводить мозговые штурмы более качественно, понимая какие задачи были решены за последние несколько месяцев, какие идеи сейчас есть и что находится в работе.
На доске видны все задачи, которые когда-либо выполнялись
  • Позволяет следить за дедлайнами. К каждой задаче (карточке) можно поставить дедлайн и ответственного. Это позволяет более успешно работать команде. Руководитель проекта понимает, какие задачи поступили в работу, кто за них отвечает и успеваем ли мы завершить их до отчетной даты. SEO-специалисты планируют свое время и всегда держат в голове сроки выполнения задач.
  • Дисциплинирует. Тут влияют два фактора:
    • Трелло — это уход от хаоса, когда куча задач просто накидывается и делается ради того, чтобы что-то делать. Тут все по полочкам и ты понимаешь зачем это все делается и куда двигается проект.
    • Ответственность перед клиентом. Специалист понимает, что в Трелло находится клиент и перед ним необходимо отчитываться и показывать результаты сделанной работы. Когда на специалисте лежит дополнительная ответственность — это всегда на пользу результатам.

Вывод по Trello

Если на старте продвижения вас как заказчика пригласили в такую систему ведения проекта (и она конечно не просто для вида, а для реальной работы), то вы можете понять следующее:

Над проектом будут работать системные специалисты, которые понимают силу контроля проекта.

В SEO системный подход всегда побеждает фишки и скорее всего вы попали к правильным ребятам. Но, нужно еще оценивать прогресс продвижения по другим критериям. Об этих критериях более подробно вы можете узнать из видео:

Часть 2. Рабочие файлы SEO-проекта

У нас есть список основных файлов, которые мы используем и постоянно обновляем при работе над проектом. Мы пользуемся облачным сервисом Google Docs и каждый сотрудник может эти файлы корректировать. Тут вы также найдете шаблоны этих файлов.

Логи работ

Этот файл создается на старте проекта, чтобы фиксировать все даты значительных изменений на сайте, которые могут повлиять на прогресс проекта. Сюда мы не записываем аналитические работы, подготовительные работы, планирование и прочее. Тут только работы на сайте, которые повлияют на позиции и трафик.

Состав файла (столбцы):

  • Дата изменения. Точное число, когда было внедрено изменение.
  • Событие. Что было внедрено на сайт
  • Тип. К какому направлению мы относим эти работы: ссылки, тексты, технические работы, мета-теги и т.д.
  • Влияние. Насколько по нашему прогнозу данное изменение повлияет на итоговый результат: низкое, среднее или высокое.

Шаблон файла: Логи работ

Логи Работ

Функции данного файла:

Логи работ помогают нам сопоставлять результаты на сайте с конкретными работами. Например, мы анализируем в системе аналитики, что трафик сайта увеличился или позиции значительно улучшились. Фиксируем дату, когда это произошло и смотрим в логах работ, какие работы этому поспособствовали.

Таким образом мы можем находить точки приложения усилий и продвигать сайт более эффективно. В разных нишах, при разном уровне конкуренции, результаты могут давать разные действия. Логи помогают нам находить эти точки и начинать в них давить.

Таблица посадочных страниц

В данном файле мы ведем учет и контроль за всеми страницами сайта. Как только новая страница появляется на сайте — она сразу добавляется в этот файл.

Состав файла (столбцы):

  • Название. Какая услуга, продукт или тема статьи продвигается на данной странице.
  • Рубрика. Если на сайте много разных рубрик и направлений, то удобно будет в дальнейшем сортировать страницы по рубрикам.
  • URL. Адрес страницы.
  • Дата публикации. Необходима, для того чтобы удобно ориентироваться, в какой месяц сколько страниц было создано. Это также помогает для отслеживания результатов и заполнения логов работ в конце рабочего периода.
  • Индексация Яндекс и Google. Фиксируем статус индексации. Нам необходимо, чтобы все страницы попали в индекс, поэтому актуализируем информацию, пока все страницы не получат статус “Проиндексировано”.
  • Топвизор. Мы пользуемся данным сервисом для отслеживания позиций (у вас он может быть другой). Это столбец фиксирует, добавили ли мы продвигаемые на этой странице запросы в сервис для отслеживания. Это обязательный процесс, чтобы в дальнейшем следить за продвижением страницы в поиске.
  • Частотность (точная, базовая). Эти столбцы показывают общую частотность группы запросов, которая продвигается на данной странице (из семантического ядра). Понимая эту информацию, мы можем приоретизировать страницы, чтобы продвигать в первую очередь перспективные с точки зрения трафика.

Это базовый набор столбцов.

Далее наполнение таблицы отличается на разных проектах. Мы предварительно анализируем, какие элементы нам необходимо добавить на посадочную страницу для её успешного продвижения. Например, отзывы, фотографии, видео, блок портфолио, блок с адресами пунктов выдачи и т.д. И после этого создаем эти столбцы в таблице посадочных, чтобы фиксировать, есть ли данная информация на странице или нет. Это позволяет нам контролировать прогресс в оформлении страниц.

Таблица посадочных

Шаблон файла: Таблица посадочных

Функции данного файла:

  • Правильный учет страниц, без потерь;
  • Контроль процесса оформления страниц;
  • Контроль индексации;
  • Быстрый доступ ко всем страницам при необходимости;
  • Приоретизация страниц по их прогнозируемой эффективности.

Таблица мета-тегов и заголовков

Мета-теги и их оформление — одна из важных работ по оптимизации посадочных страниц. Правильно заполненные Title, Description и H1 вносят свой вклад в продвижение страницы. Поэтому мы ведем учет всех мета-тегов.

Состав файла (столбцы):

  • URL. Адрес страницы.
  • Дата последнего изменения. Фиксируем дату фактического переноса тега/заголовка на сайт.
  • Старый Title, Description, H1. Мы всегда сохраняем последнюю вариацию заголовков, потому что абсолютно реально, что изменения пойдут во вред и нужно будет их откатывать.
  • Новый Title,Description,H1. Сюда вписываем наши новые переработанные мета-теги и заголовки.

Также в таблице есть столбцы подсчета символов. Рекомендованный размер Title до 100 символов, Description до 300. H1 считается до 300, хотя нет особых правил по его заполнению.

Таблица мета-тегов

Шаблон файла: Таблица мета-тегов

Функции данного файла:

  • Контроль прогресса оптимизации страниц
  • Возможность проводить тесты оптимизации страниц
  • Возможность контролировать объем символов

Стратегия со статусом задач

Файл, который формируется после планирования и составления стратегии на несколько месяцев вперед. Здесь фиксируются все задачи и распределяются по приоритетам. Служит для того, чтобы обращаться к нему при составлении плана на новый рабочий месяц и фиксации выполненных задач на проекте в одном месте. Это удобно, потому что задач копится много, часто можно что-то упустить и не сделать.

Также, данный файл работает как бортовая панель для клиента и руководителя проекта, потому что в нем фиксируются даты и ответственные.

Состав файла (столбцы):

  • Задача. Описание того, что необходимо сделать.
  • URL файла. Сюда крепится ссылки на файлы, доп. материалы, которые необходимы при выполнении задачи.
  • Скриншот. Сюда крепится скриншот, который фиксирует проблему, если необходимо визуально дополнить описание задачи.
  • Приоритет. Все задачи сортируются по приоритетам: высокий, средний, низкий. В зависимости от приоритетов мы дальше берем их в работу.
  • Дата: постановка, проверка, завершение. В этих столбцах фиксируем прогресс по задаче. Дата постановки задачи, дата её последней проверки и дата, когда она была завершена.
  • Статус. У задач есть 4 статуса, по которым сразу понятно на каком этапе она находится.
    • заморожено;
    • не начато;
    • в процессе;
    • выполнено.
  • Ответственный. Кто в команде ответственен за выполнение данной задачи.
  • Комментарий. Дополнительная информация по задаче, если это необходимо.

Шаблон файла: Таблица со статусом задач

Таблица со статусами задач

Функции данного файла:

  • Систематизация всех задач
  • Контроль выполнения задач
  • Удобство при планировании нового рабочего месяца

Чек-лист коммерческих факторов

Коммерческие факторы — важная зона проработки для продвижения сайта. Поэтому нам необходимо фиксировать, какую коммерческую информацию мы добавили на сайт, а какую еще необходимо запросить и разместить. Клиент может также использовать данный файл, чтобы собирать и предоставлять необходимую информацию.

Состав файла (столбцы):

  • Фактор. В нашем шаблоне мы приводим самые распространённые коммерческие факторы. Но это не полный список, в разных нишах могут быть особенности.
  • Статус. Галочкой отмечается фактор, который на сайте уже проработан.
  • Данные от клиента. Сюда клиент или специалист может прикреплять ссылки на Google Drive или Google Docs с информацией, которую предоставил клиент. Например, ссылка на таблицу с прайсом или ссылка на папку с фотографиями.
  • Скриншот подтверждения. Если коммерческий фактор проработан, то необходимо приложить скриншот или ссылку, подтверждающую, что данная информация есть на сайте.
  • Комментарий. Дополнительная информация.

Шаблон файла: Таблица коммерческих факторов

Функции данного файла:

  • Учет проработанных факторов

Игорь Лобода
Интернет-маркетолог, основатель блога SeoForge.ru
Оцените автора
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Добавить комментарий